Правила дорожного движения в Беларуси для иностранных туристов

Планируя путешествие по Беларуси на автомобиле, иностранным туристам важно заранее ознакомиться с местными правилами дорожного движения. ПДД Беларуси во многом схожи с общемировыми стандартами, однако имеют свои особенности, которые необходимо учитывать. На дорогах страны за порядком строго следит Госавтоинспекция (ГАИ) – так в Беларуси называют дорожную полицию. Незнание или несоблюдение правил может привести не только к штрафам, но и к созданию опасных ситуаций. В этой статье структурировано изложены основные правила дорожного движения Республики Беларусь, которые должны знать гости страны. Здесь же вы найдете полезные ссылки на официальные источники (например, сайты ГАИ и госучреждений Беларуси) для получения дополнительной информации. Ознакомление с нижеприведёнными сведениями поможет иностранным водителям чувствовать себя уверенно и безопасно на белорусских дорогах

Необходимые документы для вождения в Беларуси иностранцам

Перед поездкой убедитесь, что у вас есть все необходимые документы для законного управления автомобилем в Беларуси:

  • Водительское удостоверение международного образца. Иностранным гражданам рекомендуется иметь при себе международное водительское удостоверение (International Driving Permit) помимо национальных прав. Беларусь признаёт национальные права многих стран, но наличие перевода (МВУ) упростит общение с дорожной полицией. Минимальный возраст водителя – 18 лет (даже если в вашей стране можно водить раньше).
  • Регистрационные документы на автомобиль. При пересечении границы нужны оригиналы свидетельства о регистрации транспортного средства (техпаспорт) на ваше имя или доверенность на управление, если машина не принадлежит вам. Копии документов не принимаются – необходимы только оригиналы.
  • Страховка гражданской ответственности (Green Card). Автострахование обязательно. Если ваш автомобиль зарегистрирован за пределами Беларуси, необходимо иметь действующий полис международной страховки Green Card. При отсутствии Green Card придётся оформить пограничный страховой полис на границе (Driver’s reminder in Belarus: step-by-step instruction — Embassy of the Republic of Belarus to the Republic of Latvia). Оформление такой страховки занимает около 10 минут (Driver’s reminder in Belarus: step-by-step instruction — Embassy of the Republic of Belarus to the Republic of Latvia). Убедитесь, что страховой полис покрывает весь период пребывания и вождение по Беларуси.
  • Виза и паспорт. В зависимости от вашего гражданства может требоваться виза для въезда в Беларусь. Если вы въезжаете на автомобиле (через наземную границу), позаботьтесь о наличии действующей визы (если она нужна) и страхового медицинского полиса для вас как для путешественника. Гражданам некоторых стран при краткосрочном визите (до 30 или 90 дней) виза может не понадобиться, но правила въезда лучше уточнить заранее.
  • Таможенная декларация на транспортное средство. Проезжая через границу на личном автомобиле, будьте готовы задекларировать его в таможенной декларации. Водители должны внести сведения о транспортном средстве (марка, номер) в документы при прохождении пограничного и таможенного контроля (Driver’s reminder in Belarus: step-by-step instruction — Embassy of the Republic of Belarus to the Republic of Latvia). После завершения оформления вам вернут заполненные бумаги, которые нужно сохранять до выезда из страны.

Совет: Все перечисленные документы необходимо всегда возить с собой. В Беларуси распространены проверки ГАИ на дорогах – вас могут остановить на стационарном или мобильном посту и попросить предъявить документы. Это стандартная процедура контроля. Относитесь с пониманием к требованиям инспекторов и показывайте запрошенные удостоверения и полисы. Также убедитесь, что номера на автомобиле читаемы и соответствуют стране регистрации машины (Driver’s reminder in Belarus: step-by-step instruction — Embassy of the Republic of Belarus to the Republic of Latvia) (например, арендуя авто в Беларуси, оно будет с местными номерами, а на своём привезённом авто должны быть номера страны регистрации).

Обязательное оснащение автомобиля

Белорусские правила дорожного движения устанавливают ряд требований к техническому состоянию и оснащению транспортных средств. Иностранному водителю важно проверить, что автомобиль оснащён всем необходимым еще до въезда в Беларусь:

  • Световые приборы. В светлое время суток включение ближнего света фар не является строго обязательным для легковых автомобилей (требование распространяется лишь на мотоциклы, а также автомобили, буксирующие прицеп). Однако ГАИ рекомендует ездить с включёнными фарами днем для повышения видимости на дороге. В тёмное время суток или при недостаточной видимости (дождь, туман, сумерки) ближний свет фар должен быть включён обязательно. Использование противотуманных фар вместо ближнего света днём не разрешается. Убедитесь, что все фары исправны, – на границе и техосмотре могут проверить их работу. Если ваш автомобиль с правым рулём (предназначен для левостороннего движения), обязательно установите наклейки-корректоры на фары, чтобы не слепить встречный транспорт.
  • Зимние шины. Зимой дороги Беларуси часто покрыты снегом и льдом, поэтому с недавнего времени введено обязательное использование зимних шин. Согласно действующим требованиям, все автомобили должны быть оборудованы зимними покрышками с 1 декабря по 1 марта. Глубина протектора должна быть не менее 4 мм. Если вы планируете поездку в период холодов, позаботьтесь о своевременной смене резины. За нарушение этого правила предусмотрены штрафы, а в случае попадания в ДТП на летних шинах страховая может отказать в выплате. Шипованные шины разрешены; если вы их используете, необходимо прикрепить сзади специальный опознавательный знак “Шипы” (треугольник с буквой “Ш”) (Driving in Belarus | RAC | RAC Drive). Также при наличии шипованной резины в Беларуси требуется соблюдать увеличенную дистанцию, поэтому водителей с шипами просят ехать осторожнее, а других – держаться подальше от такого авто.
  • Аптечка и огнетушитель. Наличие исправной автомобильной аптечки и огнетушителя в салоне автомобиля обязательно. Отсутствие аптечки или огнетушителя считается нарушением. Следите за содержимым: срок годности медикаментов в аптечке не должен быть просрочен, а огнетушитель должен быть действующим (заряженным). Для легковых автомобилей обычно достаточно огнетушителя ёмкостью 2 литра, и его срок годности не должен превышать 2 лет (Аптечка, огнетушитель и исправные тормоза. Что ещё поможет успешно пройти ТО?). Если огнетушителю больше двух лет – его необходимо перезарядить или заменить на новый (Аптечка, огнетушитель и исправные тормоза. Что ещё поможет успешно пройти ТО?). Аптечку проверяют на техосмотре – она должна содержать полный перечень медицинских средств согласно требованиям Минздрава РБ.
  • Знак аварийной остановки. В каждом автомобиле обязан быть предупредительный треугольник (складной знак аварийной остановки) с светоотражающей поверхностью (Аптечка, огнетушитель и исправные тормоза. Что ещё поможет успешно пройти ТО?). В случае поломки или аварии вы должны выставить его на дороге (на расстоянии ~30 м в городе и ~100 м вне города позади машины). В Беларуси допускаются разборные знаки, но обязательно со светоотражателями (Аптечка, огнетушитель и исправные тормоза. Что ещё поможет успешно пройти ТО?).
  • Другие предметы. Рекомендуется иметь в машине запасное колесо (докатка) и инструмент для его замены, комплект запасных лампочек для фар, а также светоотражающий жилет для выхода на дорогу в тёмное время. Хотя возить отражающий жилет не является строгим требованием закона, его наличие значительно повышает безопасность, если вам придётся остановиться на обочине ночью. Кроме того, предупредительный жилет обязателен для водителей мотоциклов и мопедов, которые должны надевать его при аварийной остановке или поломке.

Перед поездкой проверьте техническое состояние автомобиля: тормоза, рулевое, состояние шин, работу дворников, уровни масла и охлаждающей жидкости. В Беларуси действует техосмотр, и хотя временно въезжающие туристы освобождены от его прохождения, автомобиль всё равно должен быть исправен и отвечать требованиям безопасности.

Общие правила дорожного движения в Беларуси

Зная, что все документы в порядке и автомобиль оснащён необходимыми средствами безопасности, разберём ключевые правила дорожного движения Беларуси, которые должен учитывать иностранный водитель:

  • Сторона движения. В Беларуси, как и во всей континентальной Европе, принято правостороннее движение. Управление автомобилем осуществляется по правой полосе, обгон – по левой. Если вы впервые едете по правой стороне (актуально, например, для гостей из стран с левосторонним движением), будьте особенно внимательны при выезде на встречную полосу для обгона.
  • Приоритет на дороге. Правила приоритета в Беларуси соответствуют общемировым: на нерегулируемых перекрёстках равнозначных дорог преимущество имеет транспорт, приближающийся справа. Спецтранспорт с включёнными проблесковыми маячками или сиреной (скорая помощь, полиция, пожарные) имеет безусловный приоритет – уступайте ему дорогу. В Минске и крупных городах выделены полосы для общественного транспорта – как правило, это крайняя правая полоса, по которой двигаются автобусы и троллейбусы. Личным автомобилям выезжать на такие полосы запрещено (это обозначается соответствующими знаками и разметкой). На пешеходных переходах (зебрах) водитель обязан заранее снижать скорость и при необходимости уступать дорогу пешеходам. Штраф за непропуск пешехода в РБ ощутимый, поэтому соблюдайте внимательность в районах пешеходных переходов.
  • Светофоры и знаки. Светофоры в Беларуси имеют стандартное трехцветное отображение (красный, жёлтый, зелёный). Зеленый мигающий сигнал предупреждает о скорой смене на желтый. Правила запрещают выезд на перекресток на желтый и, конечно, на красный сигнал. Дорожные знаки соответствуют Венской конвенции и унифицированы – иностранным водителям они будут знакомы. Например, знаки ограничения скорости, «Уступи дорогу», «Главная дорога», указатели направлений и др. аналогичны принятым в Европе обозначениям. Подписи на указателях и знаках обычно на русском языке (алфавит кириллица), нередко дублируются на белорусском. Единицы измерения – метрические (километры, метры). Разметка на дорогах тоже стандартна: сплошная линия запрещает пересечение, прерывистая разрешает обгон, «зебра» обозначает пешеходный переход.
  • Обгон и перестроение. Обгонять разрешается только слева по встречной полосе, убедившись в отсутствии встречных машин и наличии достаточного расстояния для манёвра. Обгон по правой стороне запрещён (за исключением объезда препятствия или обгона по правой полосе на многополосной дороге, где впереди едущий автомобиль занимает левую полосу без необходимости – но это скорее частный случай). При перестроении обязательно включайте указатели поворота заблаговременно. В городах Минске, Гомеле, Бресте и других крупных населённых пунктах многие перекрёстки оборудованы камерами фиксации нарушений – нарушение правил обгона или проезд на красный могут быть зафиксированы автоматически. Поэтому строго соблюдайте требования знаков и разметки перед началом обгона или поворота.

Теперь рассмотрим подробнее некоторые критически важные аспекты: скоростные ограничения, требования по ремням безопасности и перевозке детей, правила трезвости за рулём, использование мобильного телефона и другие особенности.

Скоростные ограничения

Ограничения скорости в Беларуси зависят от типа дороги и транспортного средства. Стандартные лимиты следующие:

  • Населённые пункты: В городах, посёлках и деревнях максимальная скорость движения – 60 км/ч, если знаками не указано иное. В жилых зонах, дворах и на прилегающих территориях (например, внутри кварталов, на подъездах к жилым домам) действует ограничение 20 км/ч. Будьте внимательны: камеры и патрули ГАИ часто контролируют скорость в городах, особенно вблизи школ, больниц и на оживлённых проспектах. Превышение даже на 10-20 км/ч может привести к штрафу.
  • Вне населённых пунктов: На обычных дорогах за городом (двухполосные шоссе, сельские дороги) легковым автомобилям разрешено до 90 км/ч. Если дорога оснащена разделительной полосой и не проходит через населённые пункты, иногда может быть увеличенный лимит 90-100 км/ч по знакам. Без наличия особых указателей ориентируйтесь на базовые 90 км/ч.
  • Автомагистрали и скоростные дороги: В Беларуси есть дороги, обозначенные как автомагистраль (аналог автострады) либо дорога для автомобилей. На таких участках для легковых автомобилей, мотоциклов и небольших грузовиков (до 3,5 т) допускается скорость до 120 км/ч. Пример – трасса М1/Е30 Брест – Минск – граница РФ, являющаяся магистралью. Эти дороги имеют синие указатели, многополосное движение и ограждение, и там повышенное ограничение скорости. Однако даже на автомагистралях могут быть снижения лимита (например, на сложных участках или перед городами). Следите за знаками «Ограничение максимальной скорости» – они могут как понижать, так и повышать разрешённую скорость на определённых отрезках.
  • Для автобусов и грузовиков: Если вы путешествуете на кемпере или микроавтобусе, учтите, что для автобусов максимальная скорость на автомагистралях – 100 км/ч, на остальных дорогах – 90 км/ч. Тяжелые грузовые автомобили >3,5 т, а также легковые автомобили с прицепом имеют лимит 90 км/ч на автомагистрали и 70 км/ч вне населённого пункта на обычных дорогах. Так что если вы буксируете прицеп или дом на колёсах, не разгоняйтесь сверх 70-90 км/ч в зависимости от дороги. Кроме того, транспортным средствам, буксирующим другой неисправный автомобиль, нельзя превышать 50 км/ч (ПДД он-лайн) – это важно, если вдруг вам придётся кого-то тянуть на гибкой сцепке. Новичкам-водителям со стажем менее 2 лет также предписано не ехать быстрее 70 км/ч нигде, даже если знаки позволяют больше. Для контроля этого требования на автомобиле новичка клеится знак «70» (ограничение скорости) по ПДД.
  • Особые случаи: Вблизи школ, детских садов, на территориях лечебниц могут устанавливаться пониженные лимиты скорости (30 км/ч, 40 км/ч) – обычно это обозначается знаками. Также помните, что при въезде в Беларусь на пограничном участке могут быть особые режимы скорости (например, 20 км/ч на контрольных пунктах). После пересечения границы обращайте внимание на первые дорожные знаки, указывающие допустимую скорость.

При любой погоде и обстановке выбирайте скорость, исходя из условий. Даже если формально разрешено 90, но идёт сильный дождь или туман, лучше снизить скорость. Правила обязывают водителя выбирать скорость, обеспечивающую возможность полной остановки в пределах видимости дороги. За превышение скорости в Беларуси предусмотрены штрафы, причём чем больше превышение – тем строже наказание (при очень сильном превышении возможно лишение права управления). На месте инспектор может выписать квитанцию о штрафе; иностранцам, как правило, придётся оплатить штраф до выезда из страны. Поэтому соблюдение скоростного режима – залог спокойного путешествия.

Ремни безопасности и перевозка детей

Беларусь уделяет большое внимание безопасности пассажиров, поэтому требования к ремням и детским креслам строго контролируются:

  • Ремни безопасности для всех. Водитель и все пассажиры в автомобиле обязаны быть пристёгнуты ремнями безопасности. Это касается как передних, так и задних сидений ( Guide to Driving In Belarus — Drive Safe in Belarus ). Исключения сделаны лишь для некоторых категорий (например, водители спецтранспорта при выполнении служебных задач, инструкторы автошкол при обучении и т.п.), но туристов эти случаи не затрагивают. Если ваш автомобиль оборудован ремнями – их нужно использовать. Штраф за непристёгнутый ремень может получить как водитель, так и непристёгнутый пассажир. Поэтому, садясь в машину, сразу просите всех спутников пристегнуться. ГАИ в Беларуси часто останавливает автомобили для выборочной проверки, и одно из первых, на что смотрит инспектор – пристёгнут ли водитель. Помните, что ремень – ваша же безопасность, особенно на трассах.
  • Перевозка детей. Правила перевозки детей в Беларуси требуют особого внимания. Дети младше 12 лет не имеют права ехать на переднем сиденье легкового автомобиля. Их можно размещать только на задних сиденьях. При этом дети до определённого возраста или роста должны находиться в специальных детских удерживающих устройствах (автокреслах или бустерах). Конкретно, детям примерно до 5 лет необходимо детское автокресло соответствующей группы, более старшие (от 5 до 12) – либо бустер, либо адаптер ремня, чтобы ремень безопасности правильно пролегал по груди, а не по шее ребенка. Хотя в ПДД прямо указана лишь граница в 12 лет для переднего сиденья, рекомендации ГАИ и международные стандарты настоятельно требуют использовать детские кресла для малышей обязательно. Если вы путешествуете с ребёнком и арендуете авто – запросите детское кресло у компании проката. За нарушение правил перевозки детей (например, если ребёнок едет непристёгнутым или без кресла) в Беларуси налагается штраф. Безопасность детей – приоритет, поэтому убедитесь, что юные пассажиры защищены должным образом.
  • Подушки безопасности (Airbag). Если ребёнку старше 12 всё же приходится сидеть спереди (крайне нежелательно, но допустимо по закону с 12-летнего возраста), убедитесь, что он пристёгнут и отрегулируйте сиденье как можно дальше от приборной панели. При наличии фронтальной подушки безопасности переднего пассажира не размещайте на этом сиденье детское кресло, смотрящее против хода (для малышей), пока подушка не отключена – это опасно. Но повторимся: оптимально всех детей до 12 лет размещать на заднем ряду.

Не забывайте: пристёгиваться должны все пассажиры. Даже если сзади сидят взрослые – требование ПДД распространяется и на них. Кроме того, ремни безопасности требуются и в автобусах/микроавтобусах туристического класса, если они там предусмотрены конструкцией. При движении по Беларуси сделайте правилом: трогаемся только когда все пристегнулись.

Нулевая толерантность к алкоголю за рулём

Одно из самых строгих правил белорусского дорожного законодательства – категорический запрет на управление транспортом в состоянии опьянения. В Беларуси установлен фактически нулевой допустимый уровень алкоголя в крови водителя – 0,00‰. Проще говоря, водить машину можно только будучи полностью трезвым. Даже минимальные остаточные промилле не допускаются и считаются нарушением.

Полиция (ГАИ) имеет право на месте проверить водителя алкотестером при малейшем подозрении на употребление алкоголя. Причём проверки могут быть как выборочные (на дорожных постах устраиваются профилактические “фильтры”), так и при остановке за любое другое нарушение. Если результат покажет наличие алкоголя – водителю грозит суровое наказание. Стандартное наказание за вождение в нетрезвом виде в Республике Беларусь – крупный штраф и лишение водительских прав (как правило, на 3 года). За тяжёлое опьянение или повторное нарушение могут применяться ещё более жёсткие меры, вплоть до уголовной ответственности.

Важно отметить, что в Беларуси действует принцип нулевой толерантности: не существует понятия “допустимой нормы” как в некоторых странах (0,2‰ или 0,5‰). Поэтому не садитесь за руль даже после бокала пива или вина. Учтите, что алкоголь выводится из организма медленно. После бурного вечера дайте себе достаточно времени протрезветь к утру. Если вы выпили накануне – лучше вообще отложить поездку или доверить управление трезвому человеку. Инспекторы ГАИ могут останавливать автомобили рано утром возле увеселительных заведений именно с целью выявления тех, кто “не проспался”.

Кроме алкоголя, под запретом нахождение за рулём под воздействием наркотических или психотропных веществ – наказание аналогичное либо ещё более строгое. Даже некоторые лекарственные препараты (с сильным седативным эффектом) лучше не принимать перед поездкой, чтобы не вызвать подозрение и не влиять на реакцию.

Для туристов совет простой: никакого алкоголя за рулём. Вкусить знаменитые белорусские настойки и пиво можно, но только когда вы уже не собираетесь ехать. Кстати, во многих придорожных кафе вам могут просто отказаться продавать спиртное, увидев, что вы водитель. Это часть культуры безопасности на дорогах Беларуси.

Использование телефона и другие правила поведения водителя

Белорусские правила дорожного движения предусматривают ответственность за действия, отвлекающие водителя и повышающие риск аварии. В первую очередь это касается использования мобильного телефона за рулём.

  • Мобильный телефон: Во время движения запрещено пользоваться телефоном, держа его в руке. Разговоры допускаются только при использовании устройства hands-free (громкой связи) или гарнитуры. Если инспектор увидит, что вы ведёте беседу по мобильному, держа аппарат у уха, это грозит штрафом за нарушение ПДД. Аналогично, нельзя писать SMS, сидеть в мессенджерах или сёрфить в интернете во время управления – такие случаи приравниваются к использованию телефона, отвлекающему от дороги. Планируйте маршрут заранее, чтобы не держать телефон в руках как навигатор. Лучше закрепите его на специальном держателе. Помните, что одна из частых причин ДТП – отвлечение внимания водителя, и телефон тут на первом месте. Так что уберите гаджет и сосредоточьтесь на дороге.
  • Наушники: Водителю запрещено использовать головные телефоны (наушники), которые затрудняют восприятие звуковой обстановки. Одно ухо может быть прикрыто гарнитурой hands-free, но два уха затыкать музыкой или разговором нельзя – вы должны слышать сигналы машин, сирены скорой помощи и т.д. Пассажирам слушать музыку в своих наушниках не запрещено, если это не мешает водителю.
  • Вождение мотоцикла и скутера: Если вы путешествуете на мотоцикле, требования ПДД не менее строги. Мотоциклист и его пассажир обязаны быть в застёгнутых мотошлемах. За езду без шлема предусмотрен штраф. Также мотоциклисты должны включать ближний свет в любое время суток (для двухколёсных это требование действует постоянно), и надевать световозвращающую экипировку при движении в тёмное время. Для скутеров и мопедов правила аналогичные. Учтите, что в Беларуси довольно жёстко следят за дисциплиной мототранспорта, особенно в городах.
  • Пристёгивание шлемов на велосипедах: Формально велосипедисты не обязаны носить шлем, но настоятельно рекомендуется для безопасности. Если вы как турист катаетесь на велосипеде по дорогам, помните, что вы также участник дорожного движения и должны соблюдать правила (ехать по велодорожке или правому краю проезжей части, не выезжать на тротуары в местах, где это не разрешено, и т.д.). Ношение светоотражающего жилета в тёмное время для велосипедистов – хорошая практика.
  • Запрет на езду по обочине: Обгон пробки по обочине или тротуару – грубое нарушение. В Беларуси подобное может привести к крупному штрафу и лишению прав при повторности. Держитесь дорожной разметки: обочина – только для экстренной остановки или пешеходов, но не для движения авто.
  • Манеры вождения: Беларусь славится относительно спокойным дорожным движением. Не принято агрессивное маневрирование, подрезания, резкое сигналение без причины. Старайтесь водить спокойно, предсказуемо для окружающих. Вежливость на дороге приветствуется – многие водители благодарят аварийкой за то, что их пропустили. Соблюдайте дистанцию – не «висите на бампере» впереди идущего авто. Это не только уважение, но и важное требование безопасности: помните, что на загородных дорогах могут неожиданно появиться ямы или медленная техника, требующая времени на реакцию.

Платные дороги в Беларуси (BelToll)

Иностранным водителям, пересекающим Беларусь транзитом или путешествующим на личном авто, следует знать о системе платных дорог BelToll. С 2013 года в республике введена электронная система взимания платы за проезд по некоторым основным трассам. Платные участки включают в себя основные магистрали республиканского значения: М1/Е30 Брест – Минск – граница РФ, а также ряд участков дорог М2, М3, М4, М5, М6, М7 и др.. Практически все основные шоссе, соединяющие крупные города и используемые для транзита, являются платными.

Как это работает: Система BelToll полностью электронная, шлагбаумов на дорогах нет. Вместо этого на въездах в страну и вдоль трасс установлены рамки-антенны, которые считывают бортовое устройство автомобиля. Поэтому перед въездом на платную дорогу вы должны зарегистрироваться в системе BelToll и оснастить автомобиль специальным бортовым устройством (OBU – on-board unit). Иностранному туристу сделать это лучше всего сразу при пересечении границы. На погранпереходах и в ближайших к границе населённых пунктах есть пункты обслуживания BelToll, где можно арендовать OBU и оплатить дорожный сбор. Процедура следующая (Driver’s reminder in Belarus: step-by-step instruction — Embassy of the Republic of Belarus to the Republic of Latvia):

  1. Регистрация в системе. Вы предоставляете документы на авто, указываете маршрут или приблизительный план использования дорог. Заполняется договор на пользование BelToll. Можно зарегистрироваться и заранее онлайн на сайте системы, чтобы сэкономить время.
  2. Аренда бортового устройства. Вам выдадут небольшое электронное устройство, которое крепится на лобовое стекло. За него взимается возвратный залог (депозит) – около 20 евро. Этот депозит вы получите обратно при возврате устройства в целости.
  3. Оплата дороги. Существует предоплатный и постоплатный режим. Частным туристам обычно предлагают предоплату: вы вносите определённую сумму на счёт (в зависимости от планируемого пробега по платным дорогам). Тариф зависит от километража и типа транспортного средства (для легковых авто около €0.04 за км). Для автомобилей массой свыше 3,5 тонн ставки выше. При проезде под рамками система автоматически списывает деньги со счёта OBU. Следите, чтобы на счету была достаточная сумма! Также обязательно правильно установить OBU и следить, чтобы он был включен. На экране устройства виден баланс и индикатор работы.
  4. Возврат устройства. Перед выездом из страны (либо после использования платных дорог) заедьте в пункт BelToll и сдайте устройство. Вам вернут залог и неиспользованный остаток средств (если был на счету). Если покинуть Беларусь, не сдав прибор, залог может сгореть.

Если проигнорировать регистрацию и проехать по платной трассе без OBU, нарушения зафиксируют камеры, и на границе или при следующей встрече с ГАИ вас оштрафуют. Штрафы за неоплату проезда значительны (составляют десятки базовых величин). Поэтому обязательно подключитесь к BelToll, если планируете ездить по основным трассам Беларуси (Driver’s reminder in Belarus: step-by-step instruction — Embassy of the Republic of Belarus to the Republic of Latvia). К слову, некоторые категории машин освобождены от оплаты (мотоциклы, легковые автомобили зарегистрированные в Евразийском экономическом союзе и др.), но для большинства иностранных туристов на легковом авто плата взимается. Актуальный перечень платных дорог и тарифов опубликован на официальном сайте BelToll. Обратите внимание на специальные дорожные знаки с символом электронной оплаты после пересечения границы – они напоминают, что вы въехали в зону действия платной системы (Driver’s reminder in Belarus: step-by-step instruction — Embassy of the Republic of Belarus to the Republic of Latvia).

Если вы не планируете ездить по автомагистралям (скажем, путешествуете по местным дорогам или в пределах одной области), то можно избежать подключения к BelToll, выбрав альтернативные бесплатные дороги. Но в целом система покрывает основные направления, поэтому большинство транзитных путешественников с ней сталкиваются.

Полицейские проверки, штрафы и ответственность водителей

В Беларуси действует эффективная система контроля за соблюдением ПДД. Иностранным туристам следует быть готовыми к встрече с сотрудниками ГАИ и знать, как себя правильно вести:

  • Проверки на дорогах. Как уже упоминалось, на трассах и в городах нередки полицейские блок-посты и патрули. Экипажи ГАИ могут останавливать выборочные автомобили для проверки документов, состояния водителя и транспорта. Причина остановки может быть формальной (например, “проверка документов”) или конкретной (превышение скорости, непристёгнутый ремень, нарушение разметки и пр.). В любом случае, если инспектор подаёт сигнал жезлом или рукой – нужно немедленно и безопасно остановиться. Не пытайтесь уехать или игнорировать требование – это расценивается как серьёзное правонарушение. При остановке включите аварийку, прижмитесь к обочине. Инспектор обычно представится, назовёт причину остановки. Будьте вежливы. Вас попросят предъявить документы: вод. удостоверение, регистрацию авто, страховой полис (Green Card). Эти документы желательно заранее держать в удобном месте. После проверки их вернут. Если всё в порядке, обычно желают счастливого пути и отпускают.
  • Штрафы и оплата. За нарушения ПДД в отношении иностранцев применяются те же штрафы, что и для местных водителей – в белорусских рублях. Инспектор на месте составляет протокол/постановление о привлечении к административной ответственности. Оплата штрафа на месте наличными напрямую инспектору не производится – это важно знать, чтобы не спровоцировать недоразумений. Обычно вы либо оплачиваете штраф через банк (вам выдадут квитанцию), либо в некоторых случаях возможна оплата картой через мобильный терминал ГАИ. Если у туриста нет возможности оплатить сразу, может быть потребовано внести залог или вам дадут реквизиты для оплаты до определённой даты. Старайтесь не затягивать с уплатой штрафа, так как при выезде из страны могут проверить, нет ли у вас неоплаченных штрафов. Наиболее распространённые штрафы – за превышение скорости, непристёгнутый ремень, разговор по телефону за рулём, проезд на запрещающий сигнал светофора. Размеры штрафов варьируются: небольшое превышение скорости – предупреждение или штраф эквивалент ~$10-20, серьёзное превышение – больше; отсутствие ремня – также штраф, обычно несколько базовых величин. Повторные нарушения наказываются строже.
  • ДТП и экстренные ситуации. Если вы попали в дорожно-транспортное происшествие в Беларуси, не покидайте место аварии и не перемещайте автомобиль до приезда сотрудников ГАИ (если только перемещение не требуется для эвакуации пострадавших или освобождения дороги, и то после фиксации положения авто). В Беларуси принят европротокол для мелких ДТП без пострадавших, но иностранцу лучше вызывать полицию в любом случае, чтобы корректно оформить документы для страховой. Номер вызова экстренных служб – 112 (единая служба, оператор переключит на нужную – ГАИ, скорую, спасателей). Также можно звонить напрямую в ГАИ по номеру 102. Дожидайтесь приезда наряда, подробно опишите обстоятельства. Если вы не владеете русским или белорусским языком, попробуйте объясниться по-английски – многие молодые сотрудники понимают английский на базовом уровне, а при необходимости могут привлечь переводчика. После оформления ДТП вам выдадут справку, которая понадобится для страховой компании.
  • Вежливость и законопослушание. В общении с белорусской дорожной полицией сохраняйте спокойствие и уважительный тон. Выполняйте указания – например, выйти из машины при необходимости, пройти в патрульную машину для составления протокола и т.д. Ни в коем случае не пытайтесь дать взятку – в Беларуси за это предусмотрена уголовная ответственность. Все платежи должны быть только официальными (через квитанции, терминалы). Если считаете, что штраф выписан несправедливо, вы вправе не соглашаться на месте и обжаловать постановление через суд, однако на практике для иностранца это сложная процедура, проще не нарушать изначально.
  • Парковки и эвакуация. В городах следите за правилами парковки. В Минске и областных центрах есть платные парковочные зоны (оплата через паркоматы или мобильные приложения). Неправильно припаркованный автомобиль может быть эвакуирован на штраф-стоянку, особенно если он мешает движению или стоит на месте для инвалидов. Телефон эвакуационной службы обычно указан на знаках парковки. Штраф за нарушение парковки плюс оплата услуг эвакуатора – неприятный сюрприз для туриста, так что обращайте внимание на знаки «Стоянка запрещена», разметку и т.д.

В целом, если вы соблюдаете правила, шансы на проблемы с правоохранителями минимальны. Белорусская ГАИ достаточно корректна в отношении иностранных водителей, особенно если видят ваше старание выполнять законы. Многие сотрудники, узнав что вы гость страны, могут отнестись с пониманием и ограничиться предупреждением за совсем мелкое нарушение – но не стоит на это рассчитывать. Гораздо лучше показать себя дисциплинированным участником движения.

Заключение

Следование правилам дорожного движения в Беларуси – залог вашего безопасного и приятного путешествия по этой стране. Иностранному туристу необходимо заранее подготовиться: собрать все документы, убедиться в исправности автомобиля и знании основных требований ПДД. В этой статье мы рассмотрели ключевые моменты: от документов и оборудования авто до скоростных режимов и особых ограничений. Однако ПДД Республики Беларусь содержат и другие подробности, с которыми полезно ознакомится более детально. Рекомендуем при необходимости обратиться к официальному тексту Правил дорожного движения Республики Беларусь (например, он опубликован на сайте pravo.by или доступен через ресурсы ГАИ), а также к информации на официальных сайтах МВД и ГАИ Беларуси.

Беларусь – гостеприимная и комфортная для автопутешественников страна. Дороги здесь относительно свободные и в хорошем состоянии, а инфраструктура развивается. Соблюдая местные правила, вы не только избежите штрафов, но и защитите себя и окружающих от неприятностей. Пусть ваше путешествие по белорусским дорогам будет безопасным и запоминающимся! Счастливого пути!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *