Собираетесь в поездку по Беларуси на арендованном авто и изучаете маршрут? Вы наверняка слышали о системе платных дорог BelToll. Возможно, вы читали на форумах или в старых путеводителях о каких-то «коробочках» на стекло, сложных расчетах или штрафах, и теперь немного обеспокоены.
Спешим вас успокоить. Сразу к главному: если вы берете у нас в аренду легковую машину на белорусских номерах (а у нас в парке других и нет), в 99% случаев вам не нужно ничего платить. Совсем.
Эта статья — ваша простая и подробная инструкция. Мы хотим, чтобы вы чувствовали себя уверенно и не тратили время на поиск информации. Мы разберемся, как на самом деле устроена система BelToll, кто, когда и за что платит на белорусских трассах, а кто полностью освобожден от оплаты.
Кто платит, а кому не нужно: главное правило
В Беларуси действует четкое и довольно простое правило, которое основано на принципах интеграции в рамках Евразийского союза. Обязанность платить за проезд по платным трассам (система BelToll) для легковых автомобилей (общей массой до 3,5 тонн) зависит только от одного фактора: в какой стране зарегистрирован автомобиль.
Ключевой момент: Легковые автомобили (до 3,5 т), зарегистрированные в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), полностью освобождены от оплаты.
Это важное соглашение, действующее в рамках единого экономического пространства и обеспечивающее свободу передвижения. В ЕАЭС входят:
- Республика Беларусь (BY)
- Российская Федерация (RU)
- Республика Казахстан (KZ)
- Республика Армения (AM)
- Кыргызская Республика (KG)
Так как абсолютно все автомобили в нашем парке (да и в большинстве прокатных компаний Беларуси) имеют белорусскую регистрацию (BY) и относятся к категории до 3,5 тонн, наши клиенты — туристы, бизнес-путешественники и местные жители — пользуются всеми платными дорогами бесплатно. Ваша белорусская регистрация — это, по сути, «абонемент» на все платные дороги страны.
Так кому же тогда нужно платить?
Оплата предусмотрена для легковых авто, зарегистрированных за пределами ЕАЭС. В первую очередь это касается гостей, въезжающих в Беларусь на собственных автомобилях из стран Евросоюза (например, Польша, Литва, Латвия, Германия), а также из Украины, США, Китая и любых других стран, не входящих в ЕАЭС. Для них плата — это взнос за пользование качественной дорожной инфраструктурой.
Таблица-шпаргалка: кто платит за BelToll
Мы сделали наглядную таблицу, чтобы окончательно развеять все сомнения.
| Регистрация и тип ТС | Нужно ли платить? | Что нужно делать? | Наш комментарий для арендатора |
| ЕАЭС (BY, RU, KZ, AM, KG) / До 3,5 т | НЕТ | Ничего. Просто спокойно ехать. | Это ваш случай. Вы едете бесплатно. |
| Россиянин на своей машине (RU) / До 3,5 т | НЕТ | Ничего. | Правило ЕАЭС работает и для вас. |
| Не-ЕАЭС (PL, LT, DE и др.) / До 3,5 т | ДА | Купить «е-виньетку». | Это для туристов на своих машинах из ЕС. |
| Любая страна / Свыше 3,5 т | ДА | Использовать бортовое устройство (БОК). | К вам не относится, это для грузовиков и автобусов. |
Для 99% наших клиентов актуальна только первая строка этой таблицы. Все остальное — для общего сведения.
Если платить всё же нужно: что такое Е-виньетка
Этот раздел актуален в первую очередь для тех, кто въезжает в Беларусь на собственном автомобиле с номерами не-ЕАЭС (например, Евросоюза). Если вы берете авто у нас в аренду, можете смело пропустить эту часть.
Е-виньетка (электронная виньетка) — это, по сути, цифровое разрешение на проезд по платным трассам на определенный срок. В отличие от систем в Австрии или Швейцарии, вам не нужно клеить стикер на лобовое стекло. Виньетка — это просто запись в электронной базе данных, привязанная к регистрационному номеру вашего автомобиля.
Когда нужна: Обязательна для легковых авто (до 3,5 т) с регистрацией вне ЕАЭС.
Где купить:
- Онлайн (самый удобный способ): На официальном сайте системы beltoll.by. Оплатить можно международной банковской картой. Рекомендуем сделать это заранее, еще до поездки или как минимум до въезда на платный участок.
- В пунктах обслуживания (офлайн): Они расположены вблизи пограничных переходов (ищите логотип BelToll) и на некоторых крупных АЗС «Белоруснефть» вдоль трасс.
На какой срок: Виньетка покупается на фиксированный период. Актуальные сроки (на момент проверки, ноябрь 2025 г.):
- 15 календарных дней
- 30 календарных дней
- 1 календарный год (обратите внимание: «календарный год» означает срок с 1 января по 31 декабря, независимо от даты покупки. Покупать ее в декабре невыгодно).
При покупке вы указываете точный регистрационный номер авто (очень важно не ошибиться!), страну регистрации, выбираете тип ТС и срок действия. Ошибка в одной букве или цифре номера равносильна отсутствию оплаты! Обязательно сохраните подтверждение оплаты (чек, скриншот или PDF-файл, который придет на e-mail) до конца поездки.
А что такое БОК (бортовое устройство)?
Многие, кто ездил по Беларуси 5-10 лет назад, помнят «коробочки» (БОК или On-Board Unit, OBU), которые нужно было брать в залог, крепить на стекло и следить, чтобы они пищали под рамками контроля. Эта система вызывала много путаницы.
Важно: С 2023-2024 года бортовые устройства (БОК) для всех легковых автомобилей (до 3,5 т), независимо от страны регистрации, больше не используются.
Система была значительно упрощена, чтобы сделать поездки комфортнее. Вот как это работает сейчас:
- Легковые авто не из ЕАЭС используют простую е-виньетку (оплату «абонементом» за период).
- Легковые авто из ЕАЭС не платят вовсе.
- Бортовые устройства (БОК) остались обязательными только для тяжелых транспортных средств (массой свыше 3,5 тонн). Это грузовики, большие автобусы и тяжелые автодома. У них логика оплаты другая — не за время, а за каждый пройденный километр платной дороги.
Поэтому, если вы читаете старые статьи или отзывы на форумах про БОК для легковых машин — эта информация устарела. Никакую «коробочку» вам получать не нужно.
Практические сценарии для арендатора
Давайте разберем типичные маршруты на арендованном авто, чтобы у вас не осталось абсолютно никаких вопросов.
Сценарий 1: Аренда в Минске, поездка в Брест
Вы берете в компании autorent автомобиль (например, Kia Rio или VW Polo) с белорусскими номерами (BY). Ваш маршрут лежит по главной платной трассе страны — М1/Е30 (Брест-Минск-граница РФ). Это основной транзитный коридор, и он платный почти на всем протяжении.
- Нужно ли платить? Нет. Ваш автомобиль зарегистрирован в ЕАЭС (BY) и весит меньше 3,5 т. Вы можете проехать хоть 10 раз туда-обратно, оплата не требуется. Вы просто наслаждаетесь поездкой по качественному европейскому автобану.
Сценарий 2: Поездка из аэропорта
Вы прилетели в Национальный аэропорт «Минск» (MSQ) и взяли авто прямо в аэропорту. Дорога из аэропорта в город (скоростная трасса М2) также является платной, и вы почти сразу увидите соответствующий знак.
- Нужно ли платить? Нет. Правило то же самое. Езжайте спокойно, не обращая внимания на знаки «Toll Road».
Сценарий 3: Поездки по регионам
Вы планируете насыщенный маршрут: Минск -> Гродно (по трассе М6), Минск -> Могилев (М4), Минск -> Гомель (М5) или Минск -> Витебск (М3). Все эти ключевые магистрали имеют платные участки.
- Нужно ли платить? Нет. На арендованной легковой машине с BY-номерами вы можете свободно передвигаться по всем платным дорогам Беларуси. Вам не нужно сверяться с картой платных участков или пытаться их объехать. Просто выбирайте самый быстрый и удобный маршрут в навигаторе. Это дает вам полную свободу планировать трансферы и поездки по регионам, не закладывая в бюджет дополнительные расходы на дороги.
Сценарий 4: Турист на своих номерах (не-ЕАЭС)
Ваш друг въезжает из Польши (PL номера) на своем Audi. Он пересекает границу в пункте пропуска «Варшавский мост» (Брест) и сразу выезжает на платную трассу М1.
- Нужно ли платить? Да, обязательно. Ему необходимо до въезда на платный участок (то есть прямо на границе в пункте обслуживания BelToll или заранее онлайн) купить е-виньетку на beltoll.by. Если он этого не сделает, то получит «плату в увеличенном размере» (штраф) за проезд под каждой рамкой контроля.
Сценарий 5: Россиянин на своей машине (RU-номера)
Ваш коллега едет из Москвы в Минск на совещание на своем личном автомобиле (например, Kia K5 с российскими номерами). Он видит знаки «Платная дарога».
- Нужно ли платить? Нет. Россия — член ЕАЭС. Правило работает для него точно так же, как и для арендованной машины с номерами BY.
Сценарий 6: Аренда каршеринга в Минске
Вы решили взять каршеринг (например, Hello или Anytime) для поездки в другой город.
- Нужно ли платить? Нет. Все автомобили каршеринга имеют белорусскую регистрацию (BY) и относятся к категории до 3,5 т. Правило для них абсолютно идентично.

Контроль и штрафы (Без паники!)
Этот раздел на 99% написан для информационных целей, чтобы вы понимали, как работает система. Если вы на арендованной машине с белорусскими номерами, он вас не касается, так как ваша машина имеет «иммунитет».
Как проверяют: На платных трассах нет шлагбаумов, касс или пунктов оплаты. Система полностью автоматическая и называется «free-flow» (свободный поток). Над дорогой установлены специальные П-образные рамки (порталы контроля). Это серые металлические фермы, оснащенные камерами и датчиками. Они автоматически считывают номера всех проезжающих машин и мгновенно проверяют их по базе данных: есть ли для этого номера (если он не из ЕАЭС) оплаченная е-виньетка.
Что будет, если не оплатить:
Если система не найдет оплаченную виньетку для автомобиля с не-ЕАЭС номерами, это фиксируется как нарушение. Это не просто штраф, а «плата в увеличенном размере», которая начисляется за проезд под каждой рамкой. Суммы могут быть существенными. Поездка из Бреста в Минск без оплаты может вылиться в десятки таких штрафов. Кроме того, на дорогах дежурит Транспортная инспекция, которая может остановить автомобиль-нарушитель для проверки.
Если ошиблись: Если вы (на не-ЕАЭС авто) случайно проехали без оплаты или ошиблись в номере при покупке виньетки, лучше не ждать штрафа. Рекомендуется как можно скорее обратиться в службу поддержки BelToll (контакты есть на их сайте) или в ближайший пункт обслуживания для совершения «компенсационного платежа». Обычно это решает проблему, если действовать быстро и добровольно.
FAQ: Коротко о главном
1. Нужно ли платить за BelToll на арендованном легковом авто с BY-номерами?
Нет, категорически не нужно. Автомобили до 3,5 т, зарегистрированные в ЕАЭС (включая Беларусь), полностью освобождены от оплаты. Это ваш случай.
2. Что делать, если я въезжаю из Польши/Литвы на своих (не-ЕАЭС) номерах?
Вы обязаны купить электронную виньетку (е-виньетку) на 15, 30 дней или 1 год. Проще всего сделать это онлайн на beltoll.by до въезда на платную дорогу.
3. Можно ли купить е-виньетку заранее?
Да, и это самый разумный способ. Вы можете купить ее онлайн за несколько дней или недель до поездки, просто указав точную дату начала ее действия.
4. Как я пойму, что моя дорога платная?
Перед въездом на платные участки и периодически вдоль них установлены специальные зеленые знаки «Платная дарога» / «Toll Road» и/или синие знаки с символом монет и логотипом BelToll. Их сложно не заметить. Но, опять же, на арендованном авто с BY-номерами можете просто игнорировать их.
5. Чем е-виньетка отличается от старого BelToll/БОК?
Е-виньетка — это «абонемент» на время (15 дней, 30 дней, год), который покупают легковые авто (не-ЕАЭС). БОК (бортовое устройство) — это прибор для оплаты за километраж (система списывала деньги за каждый проезд под рамкой), который теперь нужен только для тяжелых ТС (свыше 3,5 т).
6. А в городах или на МКАД (Минской кольцевой) нужно платить?
Нет. Система BelToll охватывает только определенные участки междугородних автомагистралей (M) и некоторых республиканских (Р) дорог. Внутри городов (Минск, Брест, Гродно и т.д.) платных дорог нет. Важно: Минская кольцевая автомобильная дорога (МКАД, М9) также является бесплатной для всех.
7. Касаются ли эти правила правил для иностранцев по вождению?
Правила оплаты дорог (BelToll) и правила дорожного движения (ПДД) — это разные вещи. BelToll касается только сбора за пользование инфраструктурой. ПДД (скоростной режим, знаки, парковка, проезд перекрестков) обязательны для всех водителей без исключения, независимо от номеров.
8. Что, если я арендую микроавтобус на 9 человек (8+1)?
Если это пассажирский микроавтобус (категория M1) с полной массой до 3,5 тонн (например, VW Caravelle, Mercedes V-Class), он приравнивается к легковым автомобилям. Если у него белорусские номера (BY), вы платить не нужно.
9. А если я арендую автодом (кемпер)?
Вот здесь нужно быть внимательным. Правило 3,5 тонн — ключевое. Если полная масса автодома (указана в техпаспорте) превышает 3,5 тонны, то он относится к категории тяжелых ТС. В этом случае платить нужно (через БОК), даже если у него белорусские номера. Обязательно уточняйте этот момент при аренде кемпера. (Большинство легковых авто и минивэнов в нашем парке — до 3,5 т).
Вывод: езжайте спокойно
Главный вывод для всех, кто берет легковой автомобиль (до 3,5 тонн) в аренду в Беларуси:
На машинах с белорусскими (BY), российскими (RU) и другими номерами ЕАЭС платить за платные дороги BelToll не нужно.
Система BelToll создана для поддержания отличного качества белорусских магистралей, и она прекрасно справляется со своей задачей. Но для вас, как для клиента автопроката на машине с номерами ЕАЭС, она работает «в фоновом режиме» и не требует никаких действий, денег или внимания.
Аренда автомобиля с белорусской регистрацией полностью снимает с вас эту головную боль. Вам не нужно изучать карту платных дорог, пытаться их объехать, покупать виньетки или бояться рамок контроля.
Вы просто выбираете автомобиль, получаете ключи, пристегиваетесь, включаете любимую музыку или навигатор и наслаждаетесь поездкой по любым трассам страны.
Дисклеймер: Правила и тарифы могут меняться. Мы следим за обновлениями, но всегда рекомендуем сверяться с официальными источниками перед дальней поездкой, особенно если вы въезжаете на собственном автомобиле. Информация актуальна на ноябрь 2025 года.
Официальные источники для проверки:
- Официальный сайт системы BelToll: https://beltoll.by/
- Министерство транспорта и коммуникаций РБ: http://www.mintrans.gov.by/

